Липецк
Альфа_мед

Спасибо, товарищ Си: как председатель КНР дал старт избирательной кампании Владимира Путина

Уходящая политическая неделя в России прошла под красным коммунистическим флагом. Разумеется, речь идет о флаге Китая и визите председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.

Внешней политикой дело не ограничилось: Си Цзиньпин на встрече с Владимиром Путиным выразил уверенность, что россияне поддержат Владимира Владимировича на президентских выборах в следующем году.

— Мне известно, что в следующем году в вашей стране состоятся очередные президентские выборы. Благодаря вашему сильному руководству за последние годы в России добились значительных успехов в деле процветания страны. Уверен, что российский народ сильно вас поддержит в ваших добрых начинаниях, — сказал он Путину.

Путин, кстати, не стал возражать или говорить, что еще не определился с планами, поэтому старт президентским выборам можно считать состоявшимся, хотя и в неожиданном формате.

Что мы уже знаем о грядущей президентской кампании?

Очевидно, что базовый сценарий — референдумный (в кругах политологов так принято называть выборы, на которых с самого начала есть кандидат-лидер, а остальные ему фактически аккомпанируют, сражаясь за второе место), а не конкурентный (когда за победу борются равнозначные кандидаты).

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов уже объявил, что его партия не будет выдвигать кандидата и предлагает сплотиться вокруг Владимира Путина. От КПРФ, по слухам, кандидатом может стать не Геннадий Зюганов, а член ЦК депутат Юрий Афонин, претендующий на то, чтобы в ближайшие годы сменить Зюганова во главе партии.

Неизвестно, будет ли кандидат от ЛДПР, так как не очень понятно, зачем эта кампания новому лидеру партии Леониду Слуцкому. Обязательного участника-либерала могут выдвинуть и «Новые люди». Он, вероятно, выступит в стиле Михаила Прохорова 2012 года, хотя, конечно, будет еще более осторожен в высказываниях.

Основные контуры кампании уже понятны. Ее идеологическая основа — консерватизм, ценности «Русского мира», противостояние упадочному Западу. Тематическая основа — помощь участникам СВО, их семьям, усиление мер социальной помощи как малоимущим (в первую очередь — семьям с детьми), так и помощь бизнесменам, пострадавшим от санкций. Также, вероятно, будет демонстрироваться традиционная «народная поддержка» в виде встреч основного кандидата с разными социальными группами при участии Общероссийского народного фронта.

Главной задачей политтехнологов, видимо, станет «исключение любых неожиданностей»: от случайного освистывания или выкриков из толпы до проседания рейтингов даже в отдельно взятом регионе, что может дать пространство для лишних интерпретаций.

Еще в 2022 году близкие к Кремлю аналитики заговорили о формировании так называемого нового путинского большинства вокруг поддержки спецоперации.

Экс-глава управления администрации президента по внутренней политике, руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин называл переконфигурацию «путинского большинства 3.0» важнейшим итогом года.

— После крымского консенсуса, начала СВО и беспрецедентных санкций, введенных против России, мы имеем по периферии путинского большинства большое количество новых участников, — говорил Костин.

По его словам, новое путинское большинство складывается на основе патриотизма и общей исторической судьбы.

Вопрос лишь в том, хватит ли этого «нового большинства», которое рисуют аналитики, для реальной победы на выборах. Реальные противники у российского президента — уже совсем не те, что раньше. Выдавливание из страны представителей либеральной оппозиции привело к тому, что политический вакуум начал заполняться «рассерженными патриотами». Эти люди выступают за «Русский мир», но критикуют спецоперацию — или на уровне генералов, или уже на уровне самого верховного главнокомандующего (самым ярким представителем последних является экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков).

Силовики пока подчеркнуто не трогают этих людей за посты, которые можно интерпретировать как полную дискредитацию СВО и российской армии или даже распространение фейков о ней, продолжая по инерции гоняться за пацифистами. Вопрос в том, насколько эта группа может неожиданно увеличиться — в случае, например, неудач на фронте.

Еще один фактор, который может неожиданно вмешаться в стройную схему политтехнологов, — это, разумеется, сторонники бизнесмена, создателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, который регулярно критикует Минобороны, хотя и сохраняет демонстративную лояльность президенту. Пригожин недавно заявил, что в ЧВК «Вагнер» занимаются не только военной, но и идеологической подготовкой, что уже было интерпретировано как заявка на создание российской версии КСИР (Корпуса стражей исламской революции в Иране).

Фактор Пригожина в последнее время широко используется Кремлем для фактического запугивания оппонентов режима, так как представляется как единственная альтернатива: «Не нравится президент — на его место придет Пригожин и всех предателей просто убьет» (сам Пригожин о политических амбициях не заявлял). Насколько эта группа параллельно отпугивает умеренных сторонников — вопрос, не исследованный социологами, по крайней мере, в публичном поле. С другой стороны, несмотря на лоялистскую позицию того же Пригожина, непонятно, поддерживают ли фанаты «Вагнера» президента так, как он сам.

Впрочем, при базовом сценарии, как бы ни были велики группы «рассерженных патриотов», а также группа противников СВО, которые отказываются отвечать на вопросы социологов, потенциальные неприятности от них невелики: им будет просто не за кого голосовать.

Вернемся к неожиданному старту президентской кампании устами товарища Си Цзиньпина. Публицист Станислав Белковский иронично замечает в Telegram-канале «Белковский» (который, как уверяет Станислав Александрович, ведется исключительно искусственным интеллектом): «Следует ли законодательно предоставить председателю КНР право выдвигать кандидатов на пост президента РФ? Такая система закрепила бы КНР-РФ альянс нынешних времен».

Политолог Михаил Захаров отмечает, что тема будущих президентских выборов де-факто уже звучала в послании президента: выборы будут и будут по графику.

— Это сказал Путин несколько раньше Си. Во-вторых, полагаю, что товарищ Си говорил о своем, о китайском, это у него вдруг все так удачно закончилось. А так — сказал приятное Владимиру Путину. Но вообще, до выборов всего год по плану и вполне следует уже думать в эту сторону, — считает Захаров.

Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков отмечает, что председатель Си озвучил то, что и так подразумевалось, просто сделал это прямо и без обиняков, в «антиевропейском» стиле.

— В Китае нет выборов президента, все решает партия. Владимир Путин раньше наоборот использовал европейский подход, до последнего говоря, что еще не решил, будет ли выдвигаться на новый срок. Си Цзиньпин же прямо говорит: «Мы знаем, что вы будете следующим президентом, желаем вам победы». Де-факто же трансфер власти уже идет — если не смотреть на этот трансфер как на возможность смены президента. Если говорить об элитном трансфере, очевидно, набирают силу те политические и финансовые группы, которые будут иметь вес в ближайшие годы. Мы видим, например, что прозападные олигархи или покидают России, или отстраняются от власти, им на смену приходят прокитайские. Так что, когда Си говорит о выборах, он намекает, что и Китай хочет участвовать в трансфере, например, усиливая прокитайскую группу в том же правительстве, — рассуждает Гращенков.

Политтехнолог Илья Паймушкин отмечает, что, во-первых, замечание Си Цзиньпина польстило Путину.

— Во-вторых, это легитимизировало победу Владимира Путина на выборах в глазах лидеров других стран. В-третьих, это подчеркнуло всему миру и российским избирателям многополярность мира и роль Китая в международной политике и даже внутренней политике других стран. Этим заявлением Си подчеркнул могущество Китая и свое влияние в мире. Российским избирателям, даже тем, кто сомневался, стало понятно, что никакие разговоры и действия западных стран по делигитимизации выборов не приведут к революционным изменениям в российской политической системе. Не исключаю, что слова китайского президента были заготовкой, согласованной с российской стороной, — размышляет Паймушкин.

Екатерина Винокурова

Специально для ЯРНОВОСТЕЙ

Фото: Владимир Астапкович, РИА «Новости»

РаспечататьВладимир ПутинМихаил ЗахаровИлья ПаймушкинСи Цзиньпин
Сердце_Ярославля

© 2011 — 2023 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика