Липецк
Альфа_мед

Ситуация накаляется: обращение премьер-министра Израиля к нации ничего не решило

Двенадцать недель гражданского противостояния в Израиле вчера подошли к кульминации: премьер-министр Биньямин Нетаньяху в вечернем обращении к нации объявил, что судебная реформа будет отложена и, возможно, пересмотрена. Особой радости это никому не принесло, поскольку этому заявлению предшествовали, как любят говорить израильские комментаторы, «безусловно драматические события».

Итак, по порядку: президент Израиля Ицхак Герцог две недели назад предложил свою компромиссную версию судебной реформы, но она никого не устроила, и в целом к ней на тот момент отнеслись довольно пренебрежительно. Президент в Израиле — не политический актор, а как раз символ народного единства и преемственности власти, у него в основном церемониальные обязанности. Изобразить единство у него не получилось, демонстрации продолжились, а Нетаньяху не стал прерывать череду запланированных зарубежных визитов в европейские страны, где его, кстати, тоже встречали толпы митингующих с криками «Позор!». И пока Биби с женой ел лобстера в некошерном ресторане в Лондоне (фотография папарацци облетела все израильские соцсети), дома министр обороны Йоав Галант выступил против реформы, заявляя, что она нарушает единство в рядах ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) и вредит безопасности страны. 26 марта, вернувшись на родину, Нетаньяху тут же уволил Галанта — и началось.

Уже к 10 часам вечера 26 марта толпы возмущенных израильтян заполнили площади и перекрестки в разных частях страны. В Тель-Авиве, как водится, перекрыли главное шоссе, всю ночь жгли костры и бурно, но довольно мирно возмущались. Полиция как-то реагировала на происходящее только в Иерусалиме, где демонстранты прорвали несколько внешних кордонов и бесновались уже почти на крыльце премьерской резиденции, находящейся, кстати, внутри дорогого жилого квартала. Самого Нетаньяху и его семьи там в этот момент не было.

Все события в разных точках всю ночь и весь следующий день непрерывно транслировали все ТВ-каналы страны, комментируя и местами направляя своих сторонников в разные места (в Израиле, как и в Америке, совершенно очевидно, какой канал является рупором той или иной идеологии).

У противников реформ нет одного ярко выраженного политического лидера, внятных требований тоже нет, они скандируют «Де-мо-кра-тия!» в ответ на все вопросы. Но, разумеется, у продолжительного и довольно красочного общественного движения с большим количеством отпечатанных лозунгов, маек, флагов и баннеров есть организаторы. К двум часам ночи молодые активисты Рои Нойман и Костя Блэк, которых титруют как координаторов протеста, заявили, что теперь, когда Биби уволил министра обороны из политических соображений, протест расширяется и они будут требовать отставки самого Нетаньяху с поста премьера. Собственно, именно в этом всю дорогу обвиняли протестное движение, и именно это может послужить поводом для сторонников Биби (и судебной реформы, но она тут только повод) выйти на ответные уличные акции. Что в конечном итоге и произошло.

С утра 27 марта к ночным массовым протестам присоединились профсоюзы (да, в Израиле это довольно мощная организация, способная при желании на многое). Забастовали порты и единственные воздушные ворота в страну, аэропорт Бен-Гурион, было задержано около 30 рейсов, в течении дня к забастовкам присоединились самые разные организации, включая больницы и торговые центры, но какая именно часть народного хозяйства бастовала, а кто предпочел тихо подождать — не очень понятно. В любом случае это первый раз за всю историю страны, когда профсоюзы включились в политическое противостояние, не затрагивающее напрямую интересы трудящихся, и выступили вместе с несколькими союзами крупных предпринимателей, с которыми они обычно в конфронтации. Кроме того, противозаконно объявлять забастовку на ключевых предприятиях без предупреждения за 48 часов. Но с этим еще предстоит разобраться.

В итоге к полудню перед Кнессетом в Иерусалиме образовалась стотысячная толпа, все ожидали выступления премьера, гадали, сколько депутатов правящей коалиции откажется поддержать реформу в связи с уличным протестом. До сих пор складывается впечатление, что народ Израиля в едином порыве вышел на улицы и что вся страна против этой неудачной судебной реформы. Но на самом деле это не так. Правительство Нетаньяху пришло к власти совершенно законным путем и в целом отражает чаяния израильского общества: 2,4 миллиона голосов тому порукой. Но согласное большинство редко выходит на улицы, особенно когда на пороге главный праздник еврейского календаря — Песах — и вовсю идет предпраздничная подготовка.

Вчера консервативные и восточные евреи решили все же показать, что и они умеют выходить на улицы. К вечеру стало понятно, что напротив демонстрации противников реформы собирается почти настолько же многочисленная толпа сторонников. Пикантность ситуации еще и в том, что и те и другие идут на митинги под национальными флагами, и те и другие считают, что попраны основные принципы демократии (одни защищают суд, а другие правительство), но ни те ни другие не готовы к насилию. Пока.

Две огромные толпы в центре города (да и по всей стране, на всех перекрестках и мостах) дождались речи премьера, которую активно анонсировали в течение 12 часов, а ее постоянное откладывание накаляло ситуацию все эти драматические сутки. Нетаньяху выступил в восемь вечера и напомнил всем о соломоновом суде, отложил (но не отменил!) реформу и объявил о создании Национальной Гвардии под прямым руководством самого буйного своего министра — главы внутренней безопасности Итамара Бен-Гвира. К полуночи, усталые и недовольные, все пошли спать.

А проснувшись, все пытаются понять, кто победил в этой ситуации и уместно ли вообще рассуждать в терминологии «победа» и «поражение» в случае, если речь идет практически о гражданской войне? Да, пока все в высшей степени мирно, но ситуация накаляется. Кроме того, Израиль существует не в вакууме, весь мир пристально наблюдает за исходом массовых противостояний в разных местах. Пример Грузии, а теперь и Израиля говорит о том, что сила организованной толпы может менять решения правительства и что выборы перестали быть конечной точкой в определении политики государства. Демократия в том виде, как мы ее знаем до сих пор, перестает справляться, сложность системы представительства, наложившись на современные технологии манипуляции сознанием, дает удивительные результаты.

Изначальное противоречие, заложенное в определении государства Израиль как еврейского и демократического, достигло своего пика к 75-й годовщине со дня основания страны. Либеральная и светская часть израильского общества может остаться в меньшинстве, если продолжит держаться за свои привилегии титульной нации, полностью игнорируя простейшие права и свободы палестинцев, живущих с ними бок о бок на крошечном расстоянии. Можно сколько угодно устраивать красочные шествия и даже праздновать ситуативную «победу», но основные противоречия так и остались неразрешенными; при существующей политической системе и полном игноре палестинской проблемы никаких кардинальных изменений не наступит.

Игорь Виттель

Специально для ЯРНОВОСТЕЙ

 


Фото: AP Photo / Ohad Zwigenberg

РаспечататьИзраильсудебная реформаБиньямин НетаньяхуКнессет
Сердце_Ярославля

© 2011 — 2023 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика