Авангард

Корабль дураков: Ярославль «доплыл» до «Музея Новой хронологии»

Чего только не было в Ярославле за последний год – и «приветули» «грузинскому хору» из участников форума «ПроеКТОриЯ», и чемпионат по колоноскопии, и экогорка (читай – куча грязи с желобом). Казалось, что, в общем и целом, ярославцы видели фактически все. Тем не менее, в нашем сюрреалистическом мире расслабляться нельзя. В здании на Волжской набережной, где располагались усадьба Куракина – а после развала СССР элитный публичный дом – собрались к концу 2019 года открыть интерактивный «Музей Новой хронологии». Напомним, герои поэмы Себастьяна Бранта, название которой вынесено в заголовок, отправлялись в царство глупости. Пришвартовались.

Что такое «Новая хронология»?

Неудивительно, что корни этого явления – в Ярославской области. Уроженец Борка, революционер Николай Морозов участвовал в покушениях на Александра II. Был приговорен к вечной каторге, освобожден в 1905 году во время амнистии. Во время заточения за чтением «Апокалипсиса» он открыл, что за основу в книге взято буквальное воспроизведение действительности. Восприняв свое мнение за единственно истинное, по астрономическим указаниям из «Апокалипсиса» Морозов рассчитал, что книга написана в 395 году нашей эры. Поскольку с традиционной хронологией это никак не соотносилось, революционер решил, что неверна именно она, а не его выводы. Он опускал, что «Апокалипсис» цитировался в более ранних текстах, считая это подлогом и ошибкой в датировке.

И пошло–поехало. На основании все тех же астрономических штудий Морозов пришел к выводу, что древнекитайские тексты – переводы европейских, а значит, восточная цивилизация не так и древна. В итоге он решил, что все исторические события – от древнего мира до современности, укладываются в две тысячи лет, а древние литературы создали в эпоху Возрождения. Вот так описывает суть идей Морозова доктор исторических наук Игорь Можейко, более известный как Кир Булычев, в повести «Миллион приключений»:

— Зачем объяснять? — нашелся Пашка. — Скажи, на каком языке разговаривали между собой атланты?

— Не знаю, — растерялась Алиса.

— А я вот читал в старом журнале, что русский язык в античном мире был очень распространен. Кто были этруски?

— Они жили в Италии еще до римлян.

— Вот именно. Этруски — это таинственный народ, язык которого до конца так и не удалось разгадать, даже с помощью самых современных компьютеров. Но кое–что известно. Этруски приплыли в Италию из–за моря в древние времена и построили там много городов, даже Рим. Но потом римляне их победили. И этруски куда–то делись. Один очень образованный человек, кандидат химических наук, еще сто лет назад написал статью, что этруски — это предки русских. Слышишь: эт–руски! И говорили они по–русски. Разве исключено, что они спаслись из Атлантиды, когда она утонула? И тогда все становится на свои места: атланты — это этруски, этруски — это русские, и мы с тобой по–своему атланты.

— Трудно поверить, — сказала Алиса.

— К сожалению, даже сто лет назад тому открывателю никто не поверил. И знаешь почему?

— Почему?

— Из зависти. Каждому хочется сделать великое открытие. А если не удалось, он начинает завидовать тому, кто сделал.

Этим идеям не уделяли много внимания – было слишком много нестыковок. Тем не менее, проблемой исторической хронологии заинтересовались математики. Идеи Морозова в середине 60–х годов попытался возродить профессор МГУ Михаил Постников. Однако историческое сообщество восприняло его попытки в штыки, не желая принимать предложенные Постниковым методы исследования. В свою очередь, ими заинтересовались другие математики – Анатолий Фоменко, Глеб Носовский и другие. Эти исследователи начинали с попытки разработать новые способы датирования в истории. Кроме того, они сходились с Николаем Морозовым в том, что существующая хронология неправильная. В 80–е начали появляться статьи математиков о «новой хронологии».

Историки отнеслись к ним негативно. Постникова, Фоменко и других потребовали отстранить от преподавания. Из–за большого шума вокруг материалов идеолог «новой хронологии» Анатолий Фоменко отошел от своих изысканий. В перестройку к новому взгляду на историю вернулись. А уже в середине 90–х эти идеи начали потихоньку коммерциализировать. Начали выходить книги Фоменко и Носовского. В них, к примеру, со ссылкой на старые глобусы указывалось на существование огромной империи с центром на территории Руси. Она включала в себя всю Европу и Азию, а после выяснилось, что и обе Америки.

Научное сообщество не воспринимало выводы математиков всерьез – их неоднократно опровергали филологи, археологи, историки, химики и другие специалисты. Дошло до того, что в 2002 году решением редколлегии «Вестника Российской академии наук» дискуссия по поводу «новой хронологии» была завершена поскольку, «на взгляд редакции, оценка очередного сочинения А. Т. Фоменко как абсолютно непрофессионального с точки зрения историков и археологов полностью исчерпывает данную тему». С тех пор вялотекущие споры в научном сообществе возникали, но вопрос действительно можно было считать закрытм.

Тем не менее, идея «новой хронологии» оказалась живучей – и дотянула до наших дней.

Ярославль – Верхний Новгород

В январе 2019 года в «Вятском» прошла встреча с Фоменко и Носовским, на которой, помимо всего прочего, было заявлено о создании в центре Ярославля «Музея Новой хронологии», в котором особое внимание уделялось бы месту Ярославля в упомянутой выше империи.

– По нашей реконструкции, это одна из главных столиц 13–16 веков Руси–Орды, и в летописях Ярославль известен как Великий Новгород. Сегодняшний Великий Новгород никогда столицей не был, – говорил Фоменко тогда.

Новый круглый стол прошел в том же Вятском 3 ноября. На афише его красовались вопросы: «Россия – родина Христа?», «Фараоны были европейцами?», «Был ли Ярославский метеорит?» и так далее. Сущность аргументации в «новой хронологии» ЯРНОВОСТЯМ пояснил декан исторического факультета ЯрГУ, председатель регионального отделения Российского исторического общества Владимир Федюк.

– Когда они заявляли, что Ярославль – это древний Новгород, то они опирались на то, что есть Нижний Новгород, а значит, должен быть и Верхний. А какой город выше по течению – Ярославль. Вот и вся аргументация, – сказал профессор.

Кроме того, историк объяснил, почему идея «новой хронологии» оказалась такой живучей.

– Признаться, последние лет шесть я этой темой не интересуюсь и не читаю. Считайте снобизмом профессионала – но это бред. Подобоные бредовые идеи возникали и раньше, взять, к примеру нашего известного земляка, революционера и узника Шлиссельбурга Морозова. Он, например, говорил, что нынешние античные развалины созданы крестоносцами, которым, видимо, нечем заняться было. Людям, особенно непрофессионалам, которые не знают, как проверить факты, свойственно сомневаться в том, что подается как истина в школе и университете. И любой, кто подвергает сомнению истину, становится героем, – заключил Владимир Федюк.

Доктор исторических наук, заведующая кафедрой кафедрой рекламы и связей с общественностью истфака ЯрГУ Виктория Марасанова считает, что вопросы о музее новой хронологии задавать профессионалам неправильно.

– Как говорится в таких случаях – без комментариев. Для меня музей новой хронологии – это как музей суеверий, топора, водки... Если такие музеи не закрывают, то, возможно, и этот имеет право на существование. Вам с такими вопросами лучше обращаться к гуру маркетинга, которые знают, как что завернуть, чтобы подороже продать. Это абсолютно та же история, – пояснила Виктория Марасанова ЯРНОВОСТЯМ.

Вятский мужичок

Одним из совладельцев некоммерческой организации, которая выступает учредителем музея, является историко–культурный комплекс «Вятское», который создал российский предприниматель Олег Жаров – математик по образованию. ЯРНОВОСТИ поговорили с меценатом о проекте музея.

– Для меня создание музея абсолютно естественно. Я ученик Фоменко, учился по его книгам, считаю, что это гениальный математик, один из величайших ученых современности. Для меня он авторитет, я читал все его книги. После, когда я стал заниматься музейной деятельностью, для меня создание музея новой хронологии показалось интересным с точки зрения реализации своих возможностей – это единственный музей, в котором единственным экспонатом будет научная теория, – рассказал ЯРНОВОСТЯМ Олег Жаров.

Здание на набережной Олег Жаров выкупил. Все слова критиков теории новой хронологии, по словам Жарова его «заводят в хорошем смысле слова».

– Как можно размышлять об этом, не удосужившись прочитать ни одной книги? К критике я всегда отношусь спокойно, всю жизнь под ее огнем провел. Реакция историков вполне естественна. Сейчас научные прорывы возможны только на стыке дисциплин – в том числе, с использованием вычислительной техники. История в этом смысле оказалась самой консервативной. Как человек может обработать такой массив данных, не используя вычислительные алгоритмы, статистику? Фоменко попытался это сделать, и получились результаты, которые совсем не совпадают с устоявшимся порядком вещей. Как иначе могут реагировать люди, которые всю жизнь держались за знания из школы? – резюмировал Олег Жаров.

По его словам, музей не создается с целью кого–то переубедить – «истина дороже».

Где все?

По поводу создания музея–апокрифа молчат все – общественники, градозащитники. По каким–то причинам «не бьют тревогу». Видимо, если исторический облик города не затронут, то отлично, а интеллектуальный никого не волнует. ЯРНОВОСТИ отправили запрос на имя губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова по поводу его отношения к музею – ведь президент России Владимир Путин призывал бороться с фальсификацией истории. А тут самая что ни на есть фальсификация под самым носом главы региона. Понимаем, что ответа в ближайшее время нам ждать не стоит – губернатор в Японии, налаживает диалог с зарубежными партнерами. А стоит ли? Ведь азиатская культура – всего лишь калька европейской. По крайней мере, так думают адепты «новой хронологии».

РаспечататьисториямузейОлег Жаровмузей новой хронологии

Дом ру ноябрь 2019
селдом
Адвокаты

Заглушка

«Ростелеком» развивает успех тарифов «Вызов»: больше интернета, больше общения в соцсетях и мессенджерах, никакого роуминга по стране

© 2011 — 2019 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика