
И развал системы.
И развал системы.
В этом году мы отмечаем грустный юбилей — 30 лет назад распался Советский Союз. Казалось бы, при чем здесь ситуация в Ростове Великом, где без тепла по-прежнему остаются несколько сот жителей?
А вот при чем… В СССР существовало неписаное правило: если где-то случается ЧП, для организации работ по его ликвидации должны незамедлительно выехать руководители соответствующих ведомств. При этом совершенно не важно, где они находятся в момент аварии — в отпуске, в гостях или где-то еще. В те времена ходила мрачная шутка: единственное оправдание неявки — свидетельство о смерти, причем принесенное лично.
Что же мы увидели в Ростове? Точнее — кого мы там не увидели? Правильно — и.о. директора областного департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Марию Сачкову. Она, по словам источников в правительстве, находится в отпуске, хотя ростовские события — это тот самый случай, когда отдых нужно прервать и немедленно вернуться к служебным обязанностям.
ЯРНОВОСТИ побеседовали с областными чиновниками и ветеранами ярославской энергетики, чтобы выяснить, что же стало причиной коммунального бедствия в Ростове и можно ли было его избежать. Их ответы укладываются в три пункта:
1. О критической ситуации с системой теплоснабжения Ростова известно давно. АО «МКЭ», которое эксплуатирует местную котельную и тепловые сети, является дочерней компанией областного правительства и находится под управлением департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов.
В случае с аварией в Ростове есть все основания полагать, что в экономически обоснованные затраты АО «МКЭ» не были включены расходы, обеспечивающие замену ветхих тепловых сетей, что и стало основной причиной аварии.
Почему руководством департамента не были приняты меры по включению в необходимом объеме мероприятий по замене изношенных участков сетей в инвестиционную программу АО «МКЭ» по Ростовскому району? Пока оставим этот вопрос открытым.
2. Отсутствие реального контроля со стороны руководителя департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области за подготовкой к зиме, в том числе — за испытаниями тепловых сетей.
Каждый год после окончания отопительного сезона и перед его началом проводятся гидравлические испытания при повышенном на 25% давлении, которые и выявляют слабые места сетей.
Кроме этого, раз в пять лет для выявления дефектов трубопроводов и оборудования тепловой сети, контроля за их состоянием и проверки компенсирующей способности тепловой сети должны проводиться температурные испытания.
Если бы эти испытания в межотопительный период проводились как положено, то не было бы таких последствий.
3. Отсутствие в отраслевом департаменте плана действий на случай возникновения аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения и неумение действовать в такой обстановке.
О наступлении аномальных снегопадов и последующего понижения температуры было известно заранее. В этих условиях спрогнозировать возможные перебои в электроснабжении — прямая обязанность департамента.
Надо отметить, что гидроудар (то есть резкое повышение давления в трубопроводе) не является неизбежным следствием перерывов в электроснабжении. Причина гидроудара заключается прежде всего в неумелых действиях персонала котельной, с которым, судя по всему, не проводилось достаточной работы по проверке навыков действий в такой ситуации.
Первые же часы аварии показали, что сил для ее устранения у «МКЭ» и местных властей не хватает и требуется помощь со стороны области. Дальнейшее развитие событий шло по классическому сценарию, когда повторная подача теплоносителя приводит к новым прорывам в сети и необходимости снова проводить ремонтные работы.
Глубочайшего уважения заслуживает работа ремонтных бригад, которые по много часов в тяжелейших условиях устраняют последствия аварийной ситуации, понимая, что в замерзающих домах ждут тепла. Но и у этих людей есть предел, им нужна помощь, поддержка со стороны руководства отрасли, работе в которой они посвятили свою жизнь.
Обстановка требовала круглосуточной работы нескольких бригад, оснащенных соответствующей техникой. Задача руководства департамента ЖКХ в этих условиях — спланировать и обеспечить привлечение необходимого количества людей, материалов и техники из областного резерва для скорейшей ликвидации аварии и ее последствий.
Судя по тому, что все эти вопросы пришлось решать зампреду регионального правительства Виктору Неженцу, руководство департамента предпочло самоустраниться, подставив тем самым губернатора Миронова.
Распечатать
Комментарии: