
И решать ее, возможно, придется президенту.
И решать ее, возможно, придется президенту.
Ситуация с Fan ID находится в поле зрения Администрации Президента, однако понимания, что делать, нет. Разные источники ЯРНОВОСТЕЙ, близкие к Старой площади, высказывают диаметрально противоположные оценки и дают прямо противоречащие друг другу прогнозы по развитию ситуации.
Напомним, после введения системы Fan ID, когда для посещения футбольных матчей людям необходимо не только купить билет и, например, взять с собой паспорт, но и оформить некую специальную карту болельщика в МФЦ, средняя наполняемость стадионов упала на 40% по сравнению с осенью прошлого года.
— Если сравнивать последние матчи на стадионах, где в ноябре еще не было системы идентификации болельщиков, с матчами прошедшего тура, то разница выходит колоссальной. Больше всех просела посещаемость у «Динамо» — падение сразу на 80%! На втором месте идет «Краснодар», который собрал на матче с «Торпедо» на 76% меньше зрителей, чем осенью на «Оренбурге».
«Спартак», чья посещаемость упала еще до старта сезона из-за бойкота, просел еще сильнее — на «Урал» пришел всего 4281 зритель. «Зенит» заманил болельщиков на стадион бесплатной едой (может, кто-то еще и решил поучаствовать в розыгрыше машины за оформление Fan ID), за счет чего собрал рекордную в этом туре посещаемость — 19 705 зрителей, но для клуба это все равно на 43% меньше, чем было осенью. Меньше всех из клубов, на стадионах которых начал действовать Fan ID, потерял «Факел» — разница «всего» в 24%, — пишет издание Championat.com.
Таким образом, фактически речь идет о самом массовом бойкоте футбольных матчей в истории России. В ответ министерство спорта уже заявило, что отмена Fan ID в российском футболе не планируется.
Спортивный журналист, общественный деятель Кирилл Шулика недавно объяснял в тексте для ЯРНОВОСТЕЙ, как появилась идея Fan ID, кто ее лоббировал и как она обернулась угрозой российскому футболу.
— Болельщики, которые хотят пойти на футбол, сидят дома у телевизора. Бюджетники, которым футбол не нужен, тратят выходной на поход на стадион по просьбе начальства. Фанаты, которые платили деньги за билеты и приносили доход клубам, теперь на стадион пойти не могут, а клубы вынуждены платить деньги тем, кто фанатов должен изображать…
Принято считать, что введением FAN ID государство в лице силовых ведомств борется с фанатской субкультурой, как с несанкционированной организованной группой крепких ребят. Однако эта поляна была зачищена еще перед Чемпионатом мира 2018 года, а всякие беспорядки на стадионах не возникали последние лет 10 точно. То есть тут бороться не с чем. Но даже если представить, что с силовиков эти задачи никто не снимал, то для их решения FAN ID совершенно не нужен. Экс-директор ФСБ Сергей Степашин выразил мнение, что для порядка достаточно продавать билеты на футбол по паспорту, а смысла введения «фан, уйди» он не понимает…
Кроме того, совершенно очевиден ложный выбор — цифровизация или футбол. Все это вполне можно совместить. Чиновникам, особенно министрам, в принципе очень было бы полезно общаться с людьми, объяснять им суть нововведений и делать их удобными. В конце концов паспорта болельщиков были на Олимпиаде в Сочи и на ЧМ-2018. Но тогда по ним был бесплатный проезд в дни соревнований, причем в том числе на поездах дальнего следования между городами. Сейчас же «Зенит» предлагает бесплатную сосиску, а государство, которое приняло закон, не предлагает ничего, в том числе даже минимальной либерализации для детей, инвалидов и стариков, которые уж точно не будут хулиганить на футболе. Этот факт, кстати, тоже опровергает разговоры о борьбе с фанатской субкультурой. Для цифровизации же более негативного пиара, чем тот, который получился с FAN ID, себе и представить нельзя, — в частности,
Адвокат, футбольный болельщик Максим Пашков в своем
— Я понимаю, что внедрение Fan ID это большой цифровой проект, что выделены и уже освоены бюджеты.
Также я понимаю, что страшилки про злобных русских фанатов подаются наверх в справках-меморандумах.
Также я понимаю, что Большой Брат это уже не Оруэлл, а вполне себе жизнь.
Непонятным остается что:
А) почему хоккей без ФанАйДи? На некоторых хоккейных матчах публики поболее, чем на «Торпедо» — «Урал» и даже чем на «Спартак» — «Факел». Или фанаты ЦСКА, буйные на футбольном стадионе, превращаются в овечек на ледовой арене?
Б) многие и многие преданные болельщики попадали на стадион случайно. Приглашали в компанию, проходили мимо, да мало ли как. Эту категорию безобидных для общества людей теперь мы исключаем из посетителей, и футбол не популяризуется далее, закукливаясь в узком кругу.
В) в других футбольных странах, где болельщик тоже не кроток, никакого FanID нет.
Г) что делать с доходами клубов? Посещаемость падает катастрофически. 207 болельщиков — это антирекорд. От посещаемости зависит касса клуба. Да и его популярность тоже.
Собеседники ЯРНОВОСТЕЙ, близкие к Администрации Президента, которые сами посещают футбольные матчи любимых команд, говорят, что, с одной стороны, речь идет о недовольстве массового характера, с которым, разумеется, в идеале надо что-то делать.
Несколько собеседников, в том числе даже два действующих сотрудника Администрации, считают, что в какой-то форме Fan ID будет приостановлен для доработки или отменен: ситуация в стране, тем более — в преддверии выборов президента в 2024 году, слишком серьезная, чтобы жертвовать общественным мнением сплоченных социальных групп, которые могли бы быть лояльны власти, однако теперь могут стать ее противниками — пусть даже этот протест выражается в форме бойкота, а не митингов.
Вместе с тем другая часть собеседников ЯРНОВОСТЕЙ высказывает прямо противоположное мнение: Администрации Президента вмешиваться в это не стоит, это проблема Минспорта и Минцифры, которых можно сделать виноватыми в ситуации, отката назад не будет даже ценой пустых стадионов.
В поддержку прогноза о невмешательстве Старой площади и сохранении Fan ID (который в среде болельщиков называют «фан-уйди») высказываются следующие аргументы.
Во-первых, непонятно, будет ли текущее недовольство болельщиков иметь электоральный эффект, то есть сколько из людей, которые перестали ходить на футбольные матчи и затаили обиду на чиновников, при этом пойдут на выборы и проголосуют за оппонентов текущей системы.
Во-вторых, одними из важных инициаторов введения Fan ID были силовики. Кстати, трагикомический аспект истории с «фан-уйди» — это то, что система коснулась только футбольных болельщиков, но, например, не болельщиков хоккея или ММА, хотя и они не всегда ведут себя мирно. Причина ровно одна: исторически силовикам интересны именно футбольные фанаты, и про тот же хоккей просто никто не подумал за пределами справок, которые писали специалисты, не ориентирующиеся ни в каком спорте.
Проблема в том, что в текущей ситуации объяснять силовикам, что они неправы хоть в чем-то, попросту нет желающих.
В-третьих, на систему Fan ID были выделены деньги, деньги освоены… И если теперь встает вопрос о ее отмене, соответственно, встает вопрос о том, почему деньги потрачены на систему, которая в итоге не заработала, что потенциально рождает вопросы о целесообразности выделения денег на создание уже полноценных цифровых паспортов, а эта инициатива Минцифры уже получила одобрение президента Владимира Путина.
Наконец, последний, хотя на самом деле главный пункт — это вопрос, кто будет докладывать о проблемах с Fan ID первому лицу, так как два собеседника ЯРНОВОСТЕЙ утверждают, что его введение было согласовано с президентом. А мы же все знаем, что президент в России неудачные решения принять просто не может, что делает ошибки де-факто неотменяемыми.
В связи с вышеизложенными факторами эксперты, опрошенные ЯРНОВОСТЯМИ, дают различные прогнозы: по их мнению, если посещаемость стадионов продолжит падать, а конфликты с болельщиками будут продолжаться, что окончательно ставит под вопрос уже существование российского футбола, власти придется искать некий «гибридный» способ выхода из ситуации, то есть отменить Fan ID, никак его не отменяя — например, как-то привязать его к Госуслугам без посещения МФЦ, отменить для внутренних матчей, учитывая, что международных сейчас почти нет и так далее.
Политконсультант, руководитель коммуникационного агентства Sibmedia Agency Василий Дамов считает, что вопрос о том, кто будет «руками» решать проблему, настолько второстепенный, что даже обсуждать это не стоит: Минцифры ли, Минспорта ли — вообще неважно.
— Важно, на каком уровне будет приниматься само решение принципиально. И я вообще бы не исключал, что это в итоге будет сделано довольно красиво: отмену признают возможной на уровне Администрации Президента (очевидно, что сама по себе проблема стала слишком публичной, чтобы в АП этим вполне себе заинтересовались), а озвучит ее лично первое лицо. Пожурит всяких там неправильных чиновников, которые принимают неправильные решения, скажет, что он всегда был за болельщиков и фанатов и что вот он уже прямо сегодня дал поручение все отменить. Все быстро и отменят. Но это при красивом раскладе. При некрасивом позиции будут сдавать постепенно: отменят походы в МФЦ, потом отменят этот пропуск на детей, потом что-то еще. В итоге окажется, что это будет еще одна копия билета, но и власть лицо сохранила. Глупо, конечно, но у нас же чаще всего так и бывает, — рассуждает Дамов.
Нежелание исправить ошибку говорит о том, что тему Fan ID ранее решали на самом высоком уровне, а теперь боятся доложить Начальнику, что надо отменять решение, возражает политолог Константин Калачев.
— Fan ID отсекает от стадионов огромную массу людей. Фактически стадионы превращаются в резервации для тех, кто заболел футболом давно, а новые болельщики, которые начинают со случайного за компанию визита на стадион, с Fan ID заморачиваться не будут. Российский футбол и так переживает непростые времена, а Fan ID может стать последним гвоздем в крышку гроба. Парламентская оппозиция уже активно использует эту тему. Но что толку. Минцифры, Минспорта тут просто крайние, — говорит Калачев.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что все зависит от того, на каком уровне принималось решение: «Мы видим, что пока стоит блок на рефлексию по этой теме и есть подчеркнутая настойчивость власти отмечать, что здесь тоже все идет по плану».
— Посещаемость матчей объективно упала — тут уже проблемы возникают у клубов, в том числе ведущих. Так что проблема в поле элитарном так или иначе возникнет, если, конечно, условный Алексей Миллер не смотрит матчи «Зенита» с закрытыми глазами. Что до собственно недовольства болельщиков, то ущерб уже нанесен. Стоит ли здесь как-то откатывать назад — наверное, но недовольство никуда не денется, — резюмирует политолог Михаил Захаров.
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Фото: Global Look Press
Распечатать
Комментарии: